Обзор настольной игры «Метро 2033 (2-е изд.)»

21 Мар

После 3-х полноценных партий [1, 2, 3] решился-таки на обзор.

 

Где. Про то, как я заполучил игрушку можно почитать здесь. Ничего интересного, правда, но тем не менее, она останется моей первой игрой, заказанной через интернет. На сайте производителя она продается по 1320 руб. (март 2012). На владивостокском сайте «Мосигры» она идет по 1850 руб. У меня с доставкой получилось 1696 руб. Соотношение цены и эмоций от обладания где-то в пределах «очень даже хорошо».

[01.04.2012] * За 1000 руб. игру можно заказать здесь. А тем, кто проживает во Владивостоке, можно попытаться купить ее за 1520 р. через «Лабораторию игр».

Так выглядит коробка. Мужики, ёу!

 

Идея. Завораживающая. Обмен ядерными ударами. Человечество уходит в подполье. Московское метро превращается в гигантский бункер. Наверху же царит радиоактивное безумие и монстрораспложение. Романтика «сталкерства» и «бежим, там что-то шевельнулось».

Игровое поле. Другая сторона черного цвета. Слева видна шкала для маркировки силы армий с помощью фракционных жетонов, справа – шкала очков победы. Снизу на рынок Ганзы раскладываются карты снаряжения, которые можно покупать для вашего героя. Сверху можно заметить фрагмент дорожки раундов с событиями, которые играются в первую фазу каждого раунда (отражение угроз, принятие законов, получение ресурсов). Кликаем для увеличения

 

Антураж. Монстры, крепкие парни, чувство страха, многочисленные загадки, много ржавого железа, автоматы, противогазы, нищета. И все это забрызгано кровью. И не только человеческой.

 

Видео. Прочувствуйте атмосферу происходящего, просмотрев это видео. Жить в таком мире не пожелаешь и шумным соседям. Конечно, видеоряд впечатляет намного сильнее, чем игровой процесс, но игроки с хорошим воображением найдут себе благодатную стезю. За это «Метро 2033 (2-е изд.)» и получило первое место в номинации «Лучшая атмосфера» на конкурсе настольных игр «Тесера 2012».

 

Литературный источник. Книги Глуховского, честно сказать, слабоваты. Первая («Метро 2033») привлекала новизной и отчетливо выраженным выполнением квеста-приключения. Герой книги – Артем – получает «важное» задание, «спасает мир» и пытается разгадывать тайны, напичканные то тут, то там. Круговерть второстепенных героев, активная смена декораций и невнятные рассуждения увлекали, читалось все быстро. Концовка, конечно, глуповата, уж простите меня. Хотели как позаковырестей, а вышло как в «Матрице». Да-да, как в «Матрице». Враг и не враг вовсе. Только зачем было так, как было?!

Вторая книга («Метро 2034») вышла «сложнее» из-за многочисленных рассуждений о сложности бытия. Действий мало, сюжет вертится вокруг полунадуманной проблемы (которая, кстати, уже была упомянута в первой части), антураж не изменился, но ребятки-читатели бесконечно же могут читать про «патроны-перегоны-спезназовцев-и-огнеметах-страх-из-глубин». Продвигался по книге на порядок медленней – чувствовалась «капитальность», которая и утомляла (ну, не интересны мне эти умозаключения!). RPG-составляющая и олицетворение читателя с «зеленым» Артемом, постигающим подземный мир, пропали, оставив «суровость и будничность» многочисленных смертей и нелогичных несостыковок. Но, подводя итоги, можно сказать, настольной игре есть на чем быть основанной. Вселенная проработана и притягательна для парней.

Других книг серии «Метро» я не читал и пока не собираюсь. «Не-Глуховские» не придумывали это изначально, так что против них есть навязчивое предубеждение.

 

Второе издание. Первую версию настольной игры русские профессиональные игроманы встретили прохладно. «Колонизаторы» сказали они. И был резон – станции приносили ресурсы по результатам броска кубика. Авторами значились Максим Истомин, Владимир Сергеев и Иван Попов. Прошло время. Кто-то «наверху», видимо, решил, что «есть порох в пороховницах» – игру отдали на доработку Сергею Голубкину и Павлу Овчинникову. Те убрали кубик, переделали систему боя, внесли жесткий фазовый режим, и получился более «умный», но «сухой» геймплей. Вообще, про различия много сказать не могу, т.к. в первую версию не играл, к сожалению.

Забавно, что в первом издании есть карточка «зараженная пища», которую можно сбросить на станции соперника, чтобы уменьшить силу его армии на 2 пункта. Во втором же издании эту функцию выполняет карта «взрывчатки». Тушенка – страшная вещь, если ее сравнивают с тротилом!

 

Комплект игры. Достаточно шикарно. Игровые карточки, кстати, имеют размер 63 мм на 89 мм. Про то, как я одевал их в протекторы можно почитать здесь.

Коробочка с компонентами. Жаль, что некоторые пакетики пришлось докупать. Круглый жетон с цифрами «20:33» представляет собой жетон раунда, а с надписью «Метро 2033» – жетон первого игрока. Разноцветных солдатиков выпустила «Звезда» (посмотрите игру «Терминатор», найдете таких же). Кликаем для увеличения

• игровое поле (плотный картон)
• 6 карт фракций (это конфликтующие стороны)
• 6 карт героев (это ваши RPG-герои)
• 6 фигурок героев (чтобы ставить на карту)
• 7 карт законов (для изменения условий игры)
• 36 карт угроз (карты «монстров»)
• 18 карт снаряжения («вешать» на героев)
• 18 карт заданий (для выполнения героями)
• 7 боевых карт (для боя между игроками)
• 35 жетонов свиней (ресурс)
• 35 жетонов патронов (ресурс)
• 35 жетонов грибов (ресурс)
• жетоны фракций (каждая фракция имеет по 13 жетонов)
• жетон первого игрока (ненужная в принципе штука)
• жетон раунда (отмечать раунды игры)
• правила игры (красивая и толковая брошюрка)

Кто будет жаловаться, что «карт-монстров-законов мало» – не верьте. За игру проходит лишь часть стопок, редко, когда нужно тасовать сброс, так что их количества хватает с запасом.

 

Особенности. 2-6 игроков. Игра вдвоем занимает около 2 часов. Оптимальное количество игроков, по моему мнению, должно быть 3-4. Вдвоем играть можно, но тогда все слишком предсказуемо и жестко (все зависит от правильных решений как никогда), к тому же нет «толкания локтями», выбора соперников, общения и веселья. Да и все игровое поле будет ограничено областями ваших фракций.

Возраст примерно 12+. Игра выпущена под конец 2011 г. компанией «Мир хобби». В магазинах ее реально можно было найти в конце января – начале февраля 2012.

 

Цель игры. Захватить власть в метро, набрав 10 очков победы (ОП). Этого можно добиться 3 способами. Первый. Захватить достаточное количество станций, т.к. за захват новой для вас станции вы получаете 1 ОП (при потере станции, кстати, это очко у вас снимается). Второй. Захватить 4 станции Полиса. Это такие особенные станции, обладающие интересными свойствами (приносят любые ресурсы в отличие от обычных станций, те – только фиксированные). Третий. Выполняя своим героем задания – за каждое такое задание вам дается тоже по 1 ОП, которое никогда уже никто у вас не вправе забрать.

 

Подготовка. Каждый игрок выбирает себе фракцию (а они все разные по свойствам) и одного героя (они тоже разные), находит на поле свои «домашние станции» (они указаны на карточках фракций) и выкладывает на них жетоны выбранной фракции, чтобы было сразу видно, чем он владеет. Затем юные метростроевцы будут получать с них «определенные» плюшки – ресурсы. Итак, любой игрок имеет:

• карточку фракции (тут указан стартовый бонус и постоянное св-во фракции)
• 3 станции
• армию (считается, что она находится на всех ваших станциях)
• героя (он ставиться на одну из ваших станций)
• ресурсы

 

Ход игры. В игре 5 фаз. В каждой фазе сначала действует первый игрок, потом все ходят по часовой стрелке.

Фаза 1. Разыгрывается одно или несколько событий, указанных на дорожке раундов (каждый раунд играются разные события):

• получение определенных ресурсов с подвластных станций
• борьба с угрозами (монстрами и эпидемиями, вылезающими из тоннелей)
• принятие законов (временно меняющих правила игры)

Фаза 2. Мобилизация. Тут вы платите свиньями за содержание армии, если она большая [сила 6, 7, 8] или ничего не платите, если она маленькая [сила 5 и ниже]. После оплаты, за 1 патрон и 1 свинью, можно увеличить силу армии на 1, но не больше чем 8.

• оплата содержания армии
• увеличение силы армии

Фаза 3. Действия армии. Армия – полезная штука. Ей можно:

• атаковать соседнюю с вашей станцию
• атаковать героя противника, если он находиться на соседней станции
• или отправить ее на получение ресурсов (взять 1 любой ресурс из банка)

Фаза 4. Действия героя. Вот тут начинается RPG. Герой перемещается на 3 (или меньше) станции в любую сторону и может:

• купить снаряжение на станциях Кольцевой линии (за 1 патрон и 1 гриб)
• купить задание на станциях Кольцевой линии (тоже за 1 патрон и 1 гриб)
• обменять ресурсы на станциях Кольцевой линии
• провести разведку (посмотреть верхнюю карту монстра в колоде)
• атаковать чужую или нейтральную станцию (сразившись с монстром)
• атаковать вражеского героя

Фаза 5. Конец раунда. Перемещаем жетон раунда и отдаем жетон первого игрока. Техническая фаза.

 

Этапы игры. В игре есть механизм «увеличения сложности». Для этого разработчики сделали две колоды монстров – «полегче» и «поагрессивнее». Переход на вторую колоду происходит, когда один из игроков набрал 6 очков победы (ОП). Если это произошло, откладываем в сторону слабые угрозы (диапазон их силы 3-6) и берем колоду сильных (сила 5-8). Механизм хорош, так как ваш обвешанный «шмотками» герой и «прокачанная» армия перестает ощущать действенное сопротивление «сил зла». Кстати, на первом этапе ваш герой может носить только 2 карты снаряжения, на втором – 3. Сделать из него Робокопа с силой мильон не получится.

Количество карт угроз определенной силы для обоих колод  можно увидеть на листке, который я составил сам для себя.

 

Монстры. Тут хочется поговорить о некоторых несуразностях. Оформление карт угроз грешит нелогичностью – сильные монстры оформлены красочно, полноцветно и прорисовано, в то время как некоторые карты слабых уродцев нарисованы нарочито схематично. Сделали бы уж однородно – слабые были бы монохромными «набросками», а сильные – многоцветной «фентези-графикой». Но этого не наблюдается. А теперь поговорим об угрозах поплотнее (в круглых скобках указана сила угрозы, иногда она зависит от свойства станции, на которой эта угроза находиться):

Все угрозы первого этапа:

(3) нищие
(3) приезжий
(3-4) зараженная вода
(3-4) радиоактивные отходы
(4) бандитская шайка [х2]
(4) живая паутина [х2]
(4-5) мутация грибов
(4-5) мутация свиней
(5) крысы [х2]
(5) сатанист [х2]
(5-6) крылатая тварь
(5-6) собака-мутант
(6) черный
(6) эпидемия

Все угрозы второго этапа:

(5) трупоед [х2]
(5) упырь [х2]
(5-6) безголовый мутант
(5-6) паук-мутант
(6) библиотекарь [х2]
(6) незримый ужас [х2]
(6-7) жаба
(6-7) ревенант
(7) призрачный гигант [х2]
(7) тоннельный червь [х2]
(7-8) инсектоид
(7-8) косач

На картах указана сила угрозы, тип угрозы и награда за ее эффективное уничтожение. Разное снаряжение по разному справляется с угрозами различных типов. Хотя это небольшая профанация. Кликаем для увеличения

• Приезжий. По книге – это жуткая тварь, которую практически невозможно убить. В игре же она самый слабый монстр с силой 3. Несостыковочка.
• Сатанист. По книге сатанисты обычные люди, тут какой-то полукиборг, да еще и достаточно сильный (5).
• Черный. По книге «черные» вообще оказались дружелюбной расой.
• Мутация грибов. Да, против этого ну прямо-таки НЕОБХОДИМО сражаться =)
• Упырь. Все-таки это не жанр фентези и не хоррор. Зачем тут это*?
• Трупоед. В книге это очень слабые и боязливые создания. Тут же они обладают силой 5.
• Библиотекарь. Эти же вообще водятся лишь на поверхности. Что они забыли в метро?
• Жаба. Это из Берсерка? Какая еще жаба в постъядерной реальности? Не круто!

* Хотя вспомнил, в книге такие были. Но описаны лишь мимолетно и поверхностно.

Ради интереса могу перечислись монстров из одноименной компьютерной игры: амебы, аномалия, библиотекари, биомасса, грибы (а то!), демоны, кикиморы, лианы, мертвопоезд, носачи, орложуки, призраки, стражи, упыри, черные.

 

Бой. Он происходит примитивнейшим образом, что никоем образом не отменяет его элегантность. Говоришь «атакую», а потом сравниваешь силу того, кем атаковал и силу того, кого атаковал. У кого она больше, тот и победил. Конечно, хотелось бы более обстоятельного поединка (например, как в «Параграфе»), но тогда игра затянулась бы на дни. Но я описал лишь бой игрока с игрой (тоннельными монстрами), а поединок между армиями и героями живых оппонентов проходит чуть более сложно. Дуэлянтам сдаются три боевых карты, они посредством логических размышлений выбирают себе одну и вскрываются одновременно. На карте обозначены разные преференции и модификаторы. Они-то и увеличивают силу того, чем сражаешься. Тут можно хитростью и расчетом возобладать над чуть более сильным соперником. Но если силы слишком неравны, победы боевые карты не принесут.

[25.03.2012] * Пришло понимание, что решение использовать в игре подобные карты достаточно гениальное. Это не бездумный кубик – тут есть значительная осмысленность и расчет. Радует. Только не спешите отдохнуть в бою от стратегической составляющей игрового поля – придется и тут думать!

[01.04.2012] * Схожая механика в «Манчкине» (сравнение уровней) + разновидность камень-ножницы-бумага (боевые карты).

Боевые карты, кликаем для увеличения

 

Оформление и качество. Все сделано с любовью. Красиво, качественно, стилизовано. Полиграфия карт на высоте, краска везде положена равномерно, ничего не выбивается и не раздражает разницей в оттенках, особенно рубашек*. Только сами карты можно было сделать и потолще. А игровое поле в одном месте у меня заляпано высохшей прозрачной жидкостью (так мне прислали из магазина, хотя все и было запечатано). Также графика поля внизу несколько размыта (район размещения карточек снаряжения и рынка Ганзы). За все это я ставлю оценку 3, а не 4. И могли бы вложить дополнительные пакетики под разные жетоны.

* Особенно, если вспомнить разницу в цветах рубашек карт в базе и допе к «Эволюции» и разницу только лишь в базе «Зельеварения» (фото).

 

Тактика. В игре вы обладаете минимум 3 станциями (если у вас отбирают и это, можно захватить «бесплатно» ничейные земли). Задачей ставиться расширить свое влияние и «набрать золото» (ну, пополниться ресурсами для продвижения к заветным целям). Для этого у вас есть два механизма – герой и армия. Это две ваших мышцы, которые действуют сходным образом, но обладают разными качествами.

• Передвижение:
герой – свободное передвижение, армия – ограниченное смежными клетками

• Сила (она примерно равна):
герой – увеличивает с помощью снаряжения, армия – с помощью ресурсов

• Отдых-ранение:
герой – при проигрыше вынужден пропускать ход, армия – бдит всегда

Лучшая тактика – прокачать либо героя, либо армию, чтобы она в любом случае побеждала и тоннельные угрозы и армии/героев соперников. С этой мощной машиной по завоеванию можно планомерно покорять подземный мир.

 

Сила армий и героев. Максимальных (даже близких к максимальным) значений вам не видать, как своих ушей. Другие игроки просто не дадут вам этого сделать. Верхние строчки представляют собой пиковые значения, достижимые единожды за игру (и то в теории).

Карты героев. Артем, Мельник, Хан, Хантер – из первой книги. Саша, Хантер, Мельник – из второй. Итого 2 девочки, 4 мальчика. Кликаем для увеличения

• Сила армии:

до 8 – мобилизацией
9 – герой несет 1 флаг (дает армии +1)
10 – герой несет 2 флага
11 – скидываете/выполняете задание «Свиноторговец» (армия +1 к силе)
12 – скидываете/выполняете задание «Расширение границ 1» (армия +1 к силе)
13 – скидываете/выполняете задание «Расширение границ 2» (армия +1 к силе)

• Сила героя:

2 – своя
3 – своя
4 – с оружием
5 – с оружием
6 – с оружием
7 – с оружием
8 – с оружием (2 пулемета РПК + еще что-то)
9 – с оружием
10 – с двумя гранатами + еще что-то
11 – с двумя гранатами + РПК
12 – скидываете/выполняете задание «Разведка боем 1» (герой +1 к силе)
13 – скидываете/выполняете задание «Разведка боем 2» (герой +1 к силе)
14 – скидываете/выполняете задание «Главный свиновод» (герой +1 к силе)

 

Стратегия. Для осуществления «прокачки» силовой основы вам необходимо правильно выбрать подходящую фракцию и героя. На первых порах желательно набрать немного карточек с заданиями (некоторые из них помогут увеличить силу ваших армий-героев). Также необходимо улучшить боеспособность милитаризованных подразделений, чтобы выдерживать первые угрозы и даже победить их, т.к. за это вы получаете ресурсы и «сжигаете» ресурсы противников. Старайтесь избегать ничейных и провальных боев, они не продвигают вас вперед.

 

Фракции. Попробую описать мысли по поводу выбора фракций.

Хоть в Москве и не живу, все равно умиляюсь. Такая прелесть эти карточки – потертости, шрифт, дизайн, логотипчики… Кликаем для увеличения

Слабый выбор

• «Конфедерация 1905 года» хоть и обладает некоторым вариантом воздействия на правила игры и поворотом их в нужное русло, все равно ничего не сможет сделать с более сильным противником. Стартовый бонус можно сказать ерунда. Фракция достаточно бесполезна.

• «Красная линия» обладает более близким финишем (им надо набрать 9 ОП вместо 10), но в игре, если вы не будете играть в стиле удачного рывка, это качество вам не поможет. Вам просто не дадут достаточно оторваться. Стартовый бонус неинтересен. Фракция достаточно бесполезна.

Средний выбор

• «Арбатская конфедерация». Уже интересней. Тоже близкий финиш, только в другом ключе – ей легче захватывать станции Полиса. Стартовый бонус хорош – карта задания. Это уже небольшой задел, хоть маленькая, но фора. Фракция нормальна, если играть на цель захвата Полиса.

• «Бандиты» хорошо могут защищаться – их армия выигрывает в ничьей при защите. Тут желательно планомерно давить своих соперников разрастающейся тушей вашей империи, провоцируя их на атаки, в ответе на которые у «Бандитов» будет небольшое преимущество. Стартовый бонус так себе – 2 патрона.

Лучший выбор

• «Бауманский альянс». Стартовый бонус: карта снаряжения (хорошо). Постоянное свойство: ваш герой побеждает в бою, если силы равны. Одна из самых интересных фракций! Стратегия: прокачивайте героя, он будет ударной силой. Подходящие герои: Хан (вешаем на него РПК + периодические лимонки), Хантер (ранений как не бывало), Мельник (этот может иногда таскать взрывчатку).

• «Четвертый рейх». Стартовый бонус: начинаем игру с армией силой 3 (вместо 2) – эдакий быстрый старт. Постоянное свойство: когда вы нападаете армия побеждает в бою, если силы равны (это дает вам существенное преимущество, остается лишь быть активным!). Стратегия: прокачивайте армию, она будет ударной силой. Самая интересная фракция. Подходящие герои: Хан (удобно покупать флаги и задания на своих станциях, не тратя ходы – очень важно!), Саша (пусть производит ресурсы, покупает флаги и/или мотовоз), Мельник (в идеале он катается на мотовозе с 2-мя флагами).

[10.04.2012] * Но делать ставку на армию и выбирать «Четвертый рейх» – не есть автоматическая победа. Про мой горький опыт можно прочитать здесь.

 

Неубиваемость. Хорошо, что слабого игрока нельзя просто-напросто вытеснить с игрового поля. Как я уже сказал, у него в любом раскладе будет 3 станции. При проигрыше боя армией ее сила понижается на 1 (терпимо, но не смертельно), при проигрыше героем, нужно пропустить следующую фазу действий героя (+ он теряет одну «шмотку»), но и это нормально. Хотя победить вам в плачевных ситуациях уже не удастся, приемлемо держатся на плаву все еще возможно.

 

Нюансы правил. Кто не играл и не понимает, о чем тут, смело пропускайте. А я хочу упомянуть некоторые нюансы, которые не прописаны дословно, но подразумеваются (мы так договорились):

• герой не может совершать разведку на станциях Ганзы (там же не может быть монстров)
• нападать на «труп» героя нельзя (он в лазарете, он недоступен)
• если лидер по ОП, потеряв станцию, будет иметь меньше 6 ОП, то игра не переходит на 1 этап
• можно сбежать героем от другого героя, скинув соответствующую карточку задания
• Конфедерация 1905 года проводит свои манипуляции с законами каждый раз принятия законов
• герой, имеющий мотовоз, получает ресурсы той станции, на которой находиться, если происходит соответствующее событие
• герой, имеющий мотовоз, может голосовать и той нейтральной станцией, на кот. находиться
• применение взрывчатки не расцениваться как нападение на чужую станцию
• гранату можно применить и после разыгрывания боевых карт
• нельзя списывать 1 ОП за потерю станций, если это ОП заработано выполнением заданий
• не следует забывать про заваленные ветки при игре меньше чем 6-ром

 

Интернет. Полистал и поискал то, что есть в сети на интересующий нас предмет.

Вселенная метро 2033
Метро Дмитрия Глуховского
Википедия о метро 2033
Скачать правила игры, 2-ое изд. (.pdf)
Интервью с создателем 2-ой редакции игры
И еще более старое интервью
Сайт создателя (Голубкин)
Статья про игру на bggeek.ru
Еще одна на tesera.ru (или)
Еще на boardgamer.ru
Недовольство Зордока
Страничка игры на boardgamegeek.com
Картинка коробки на англ. яз.
Обзор первого издания от Юрия Т.
Обзор второго издания от Юрия Т.
Фото игры от Юрия Т.
Заметка Dicering на Тесере

Читая этот обзор первой игры от Юрия Тапилина замечаешь, что товарищ Голубкин приступая к работе над второй версией, учел все недостатки, отмеченные Юрием. И счетчики армий/ОП разместил на поле, и рэндом снизил, и магазин оружия превратил в витрину, и листы фракций убрал. Здорово, наверное, когда тебе на блюдечке преподносят конкретику, с которой уже можно работать. Блогеры – замечательные люди!

 

Впечатления. По мне на лицо удачное сочетание еврогейма и американо-драмы. Еврогейм выражен в расчетливом планировании ресурсополучения-ресурсораспределения-ресурсосбережения, грамотной политике наступления, завоевания ОП и применения законов (хотя они не так сильно влияли на наши партии). Америтреш прослеживается в боевой системе, RPG-действиях, случайных картах монстров и в самом духе игры. Красивое оформление передает содержание и посыл. Есть выбор действий и путей достижения победы. Нужно просчитывать ходы и вероятностные факторы.

 

Итог. Мне нравится. Пока самое стильное мое приобретение. Здорово, что много именно русских реалий – СВД, РПК, АКМ, «Красная линия», «Артем», «Мельник». Советская такая «трендовость».

3/4 – Освоение
4/4 – Случайность
3/4 – Качество компонентов
4/4 – Повторное желание играть
3/4 – Христианская составляющая
4/4 – Атмосфера (погружение!)
4/4 – Дополнительно

Общая оценка:
3,6/4

 

[18.05.2012] * Добавлена оценка в графе «Атмосфера». Без проблем – 4. Рейтинг игры поднялся с 3,5 до 3,6.

 

Фанаты же тематических книг найдут некоторые несоответствия с первоисточниками:

• в силе монстров (вспомним приезжего, трупоеда)
• в наличии монстров (про инсектоида, ревенанта и косача в книге ни слова)
• в цели игры (за власть реально могут бороться лишь Полис, Ганза да «Красные»)
• в героях (они взяты из обоих книг, но во второй части Мельник стал инвалидом, Хантер получил жуткие увечья, Саша погибла, а Анны нет в обоих книгах)

 

Ваш Даниил Марков

P.S. Одним из видов оружия является счетчик Гейгера =)
P.P.S. Хотя мы, конечно, понимаем, что это всего лишь снаряжение =)
P.P.P.S. В игре есть герой Анна. В книге ее нет =) Решили привлечь женскую аудиторию?

 

[24.03.2012] * Сегодня не поленился сходить на boardgamegeek.com и проголосовать за игру (я первый предложил возраст, языкозависимость и лучший состав). В целом, поставил ей 7 =) Моя оценка первая. Я стал четвертым фанатом и третьим, кто владеет игрой.

Метки:

  • http://boardgameslv.wordpress.com Vladimir

    Хоть и игра абсолютно не моё, но обзор отличный! Сам себе задал новую планку :)

    • Даниил

      Спасибо, Владимир, я очень старался… Дать бы полежать статье денек, а то все публикую сразу, а потом мне кое-что не нравится =) а до обзора писал плохо? =)

  • http://boardgameslv.wordpress.com Vladimir

    Ну до этого в основном были заметки, а тут всё по косточкам, с расстановкой, если мне не изменяет память — это первый такой большой обзор. Но это не значит, что до этого было плохо, статьи разные нужны!

    Единственное, с 4-бальной шкалой у меня трудности восприятия возникают, просто привычней 10-бальная :)

    • Даниил

      А мысли все покоя не давали =) вот и написал много.

      Соглашусь, мне 4 балла тоже не нравится, но эта система удобна в использовании. А то поди померяй эти «баллы»! Я хотел добиться чистоты эксперимента =)

    • Даниил

      Я еще обзор на «Круг чемпионов» старался написать по-подробней =) http://nastolnost.daniilmarkov.ru/?p=585

  • krasotun

    И мне понравился обзор, спасибо большое. Поиграть захотелось даже)

  • http://oflex.ru Michael

    Получился отличный обзор! Спасибо!

  • Даниил

    Спасибо, на написание потратилось 2 дня и килограммы килокалорий! =)

  • http://vk.com/id152068424 Tash

    Вот уж действительно! Обзор отличнейший!
    Книгу еще не читала, хотя многие советуют… После этой статьи обязательно прочту. А то, думаю, в игру не интересно будет начинать играть без ознакомления с произведением.

    • Даниил

      Спасибо, Tash! Да, после книги игра лучше идет =) Книги, конечно, могли бы быть покачественней, но тоже хороши =)

  • Ник-астма син

    Да,хороший обзор.Я читал классическую версию книги и игра на нее похожа.Молодец,сталкер,ПОСТАРАЛСЯ!

    • Даниил

      Спасибо! =)

      • Илья Горбунов

        даниил привет можешь помочь как играть в игру а то купил и туплю

  • Ник-астма син

    Кстати приз ответь

    • Даниил

      Что, прости? =)

  • http://2fishki.ru Gravicapa

    Хороший обзор :) Надо продолжать в том же духе :) По поводу «отлежался» — так сайт твой, правь статьи даже после публикаций, если считаешь, что это их улучшит. Их прочтут другие люди через месяц-два и оценят труд. А другие вернутся, перечитать и найдут что-то новое. Поэтому — не надо «в стол», надо «людям» :) Удачи!

  • http://twitter.com/Sam_killer_UA DeltaTwoZero

    А вы можете подробный гайд написать?
    Я то правила прочитал, но так и не понял что к чему :(
    P.S. Если есть видео гайд, то скиньте ссылку.

    • Daniil_Nastolnost

      Скорее всего нет — нужно очень много времени и желания. Посоветовал бы внимательно читать правила и делать все, как там написано — или найти того, кто играл. Или найти того, кто много играет в настолки — «Метро» — игра несложная. На худой конец можно придти в местный магазин настольных игр и попросить научить. Думаю, если они продают «Метро», они знают, как играть.

      • http://twitter.com/Sam_killer_UA DeltaTwoZero

        В том то и дело что не знают ;)
        Вот я тут и спросил :)

  • Артем Татлыев

    насчет прокачки армии. она не может быть больше силы 8. это описано в правилах. т.о. флаги дают экономию ресурсов при их прокормке. а также при скидывании пулек за квесты

    • Daniil_Nastolnost

      Я всегда думал, что флаги дают дополнительный бонус =) и, вроде, до сих пор так считаю =)

  • Алексей

    Скажи, а захватывая станции Полиса ты получаешь ОП, как при захвате обычной станции???? Или они действуют только вчетвером???

    • Daniil_Nastolnost

      Захватывая станцию Полиса – получаешь очки так же как и при захвате обычной станции. Только победу они приносят сообща =)

  • Владимир

    а подскажите такой момент, если на дорожке силы армии у меня стоит на 6, я кормлю 1 свиньей, ко мне применили карточку -1 к силе армии, у меня жетон переходит на 5 или он остается на 6 и я продолжаю отдавать свиней, но в бою у меня отнимается очко? да, и если ОП в раунд набралось уже 10 (например армией захватил станцию), можно продолжать завоевывать героем и набрать 11 ОП?

    • Daniil_Nastolnost

      1) Насколько я помню, мы играли, чтобы -1 применялся только к боевой фазе, и на треке армии это не сказывалось (иначе получается слишком круто, слишком серьезное изменение).

      2) Можно набрать и 11 ОП (или чаще говорят ПО), только не забудьте это как-то пометить. На трек особо внимания не обращайте, на то он всего лишь «трек» — он существует, чтобы облегчить вам жизнь и показывать количество победных очков. Если он этого не делает, представьте себе, что «счетчик завис» =)

      • Владимир

        и еще такой момент, а как пользоваться взрывчаткой? прочитал, что ее можно использовать вне боя, т.е. у противника отнимится 2 очка от армии навсегда или в этот раунд?

        • Daniil_Nastolnost

          Мы играли навсегда — понимаете ли, это ж взрывчатка, ее взорвали. На картах если не указано «конкретно» — надо понимать «вообще».

  • Лёшка

    А как понимать памятку в левом верхнем углу карты? Про войска и задания понятно, а переход это к чему? Причем за свинью и гриб? Объясните пожалуйста.

    • Влад

      За свинью и за гриб показан захват нейтральных станций, при захвате вражеской нужен только гриб

  • Юра

    подскажите может ли герой использовать взрывчатку и сразу атаковать, или сброс считается за ход?

    А также подскажите, если у меня есть мотовоз и флаг, дает ли флаг бонус +1 к армии, если я на нейтральной станции?

  • Влад

    Обзор интересен однако в плане деления фракций на сильные и слабые не согласен. Объясню по каждой в отдельности.
    1. Красная Линия — один из плюсов 9 ОП вместо 10, второй очень хороший бонус дополнительные 2 свиньи, что же в них особенного ? На первом ходу у КЛ 4 свиньи 2 гриба и 2 патрона т.е. на первом ходу армия красных по силе будет равна 4 (2 свиньи + 2 патрона, на мобилизацию) + при доле везения 2 новых станции к концу первого хода (2 гриба + 2 свиньи) но при условии что герой и армия победят угрозу. В первую очередь ориентирована на армию.
    2. Четвертый Рейх — армия изначально равна 3 а не 2, при наличии 2 свиней 2 грибов и 2 патронов можно спокойно поднять ее до 4, на оставшиеся ресурсы взять одну станцию и дойдя героем до Ганзы взять снаряжение или задание. В случае ничьей армия побеждает (при атаке), что тоже плюс. Опять же ориентированы на развитие армии.
    3. Конфедерация 1905 года — рядом с Ганзой, что уже хорошо, могут манипулировать законами за счет проталкивания выгодных себе. На первом раунде 4 гриба 2 свиньи и 2 патрона т.е. могут захватить 2 станции и приобрести либо 2 единицы снаряжения либо 2 задания. Из-за начальной возможности приобретения снаряжения больше ориентирована на развитие героя.
    4. Арбатская Конфедерация — Ориентированы на захват Полиса из-за снижения его силы с 7 до 6. В начале получает карту задания что то же плюс. Ресурсная база как и у Рейха составляет 2 гриба 2 патрона и 2 свиньи так что выбор невелик, захват станции героем либо приобретение снаряжения. Пожалуй можно отнести к ориентированным на героя т.к. при наличии гранат и тротила герой будет с легкостью брать под контроль станции Полиса.
    5. Бандиты — Хороши в обороне за счет бонуса дающего гарантированную победу при обороне в случае если силы равны. Так же в начале располагают 4 патронами 2 свиньями и 2 грибами т.е. могут поднять армию до 4 и приобрести 2 единицы снаряжения либо 2 задания. Благодаря защитному бонусу ориентированы на развитие армии.
    6. Бауманский Альянс — Ваш герой получает вначале бесплатную единицу снаряжения + побеждает если силы равны. Ориентированны чисто на героя за счет фракционных бонусов. Наравне с АК и ЧР имеет базовый набор из 2 грибов 2 свиней и 2 патронов.

  • Илья Горбунов

    ребят кто знает как играть помогите пожалуйста добавте меня в скайпе ilya20205

Настольность

Блог о настольных играх (Владивосток)